29 ОКТЯБРЯ 1898 ГОДА
Созданию ледокольного флота Россия обязана адмиралу Степану Осиповичу Макарову.
Опытный флотоводец, командующий Средиземноморской, а затем и Тихоокеанской флотилией, он считал Россию зданием, обращённым фасадом к Ледовитому океану и настаивал на скорейшем освоении Северного морского пути. В 1897 году Макаров инициировал выделение бюджетных средств на строительство первого в мире судна, приспособленного для плавания в сплошных льдах. Он же возглавил комиссию по разработке технического задания, куда привлёк таких светил науки, как Дмитрий Менделеев. Тендер на постройку ледокола выиграла английская фирма «Армстронг».
29 октября 1898 года со стапелей судостроительного завода в Ньюкасле был спущен на воду ледокольный пароход «Ермак». Началась его полная испытаний 65-летняя служба. На долю этого корабля, которому суждено было стать «Дедушкой русского ледокольного флота», выпало две мировые войны, десятки походов, сотни спасательных операций. Одним из самых тяжёлых выдался 1937 год, когда во льдах Арктики замёрз весь ледокольный флот СССР. «Ермак» под командованием капитана Михаила Сорокина прошёл всю Арктику с запада на восток, взял на борт полярников со станции «Северный полюс-1», освободил из ледового плена корабли «Русанов», «Пролетарий», «Рошаль», спас большую часть экипажа парохода «Георгий Седов», вмёрзшего в лёд близ Новосибирских островов.
Лишь в 1963 году, когда северный флот пополнился такими гигантами, как атомный ледокол «Ленин», «Ермак» был отправлен на покой.